Артём Третьяков — интервью перед сольным концертом в Самаре

❓ Почему ты выбрал баян?

Артем Третьяков — Изначально выбор был совершенно случайным. Мне очень хотелось научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а на каком именно, я понятия не имел. “Вот было бы здорово самому уметь наигрывать мелодии, которые мне нравятся. Или, например, саккомпаниовать бабушке, когда она поёт свои любимые песни” – думал я. Все детство моим излюбленным занятием было играть на игрушечном синтезаторе детские песни. Самостоятельно изучив ноты и подписав фломастером каждую клавишу, я очень любил музицировать вот так, ради удовольствия. Очень сильное впечатление на меня произвела скрипачка, которая пришла к нам в школу на урок музыки (я учился тогда в 4 классе), и весь урок играла на скрипке. Во мне с новой силой проснулось неудержимое желание научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. В музыкальную школу пришел записаться на гитару, но т.к. дело было уже под конец сентября, мест на гитару из-за ее популярности уже не было. Не долго думая, я стал выбирать между баяном и аккордеоном, эти инструменты меня чем-то привлекали. В итоге в моих руках оказался баян, который меня сразу зацепил. Я до сих пор вспоминаю то чувство, когда впервые этот замечательный инструмент оказался у меня на коленях. Это был старенький Тульский баянчик цвета зелёного перламутра, от которого пахло столярным клеем. Помню как я впервые извлёк из него звуки, и он заговорил своим мелодичным голосом под моими пальцами словно живой. С огромным удовольствием я стал сразу заниматься ежедневно по несколько часов. За неделю освоил игру двумя руками и начал разучивать пьески. Большую любовь к музыке с самых первых уроков мне привила моя первая учительница по специальности Андреева Галина Ивановна. Мы с ней всегда были на одной позитивной творческой волне и разучивали интересные мне пьесы, исполнение которых было сплошным удовольствием. Уже через два месяца я стал лауреатом городского конкурса “Самарские дебюты”. После этого сценические выступления проходили все чаще и чаще, и сцена мне сразу полюбилась. Чем дальше, тем сложнее мне было представить свою жизнь без нее.

❓ Какие музыкальные впечатления детства-отрочества, какие люди склонили тебя к профессии музыканта?

А.Т. — В первые годы моего обучения баяну я просто играл музыку себе в удовольствие и даже не задумывался о том, что мое любимое хобби превратится в будущем в главное занятие жизни. Первый переломный момент случился в 3-м классе музыкалки, когда у меня появился второй педагог – заслуженный работник культуры РФ Афанасьев Евгений Алексеевич, который поднял меня на новый профессиональный уровень. В моем репертуаре появились более сложные и серьёзные пьесы. Я впервые стал победителем международного конкурса (это был конкурс “РОТАРИ 2009”, проходивший в Твери). К тому же Евгений Алексеевич с самых первых своих уроков начал готовить меня к поступлению в училище, а это уже было серьёзным шагом к тому, чтобы продолжать музыкальное образование после выпуска из школы. Все годы обучения в музыкалке от 1-го до 6-го класса моя творческая жизнь кипела. Множество концертов на различных площадках Самары, большое количество конкурсов. Всё это было так круто! Ну, просто невозможно было устоять перед профессией музыканта-исполнителя. Я всегда мечтал быть баянистом-исполнителем и играть сольные концерты на больших и малых сценах. Про училищные годы рассказывать не буду, так как в день подачи документов в это замечательное учебное заведение выбор был уже сделан. К тому же это отдельная интересная история. Зато упомяну два концерта, которые произвели на меня колоссальное впечатление. Это была весна 2007 года, на баяне я занимался еще меньше года, и мы всей семьёй решили посетить один Самарский фестиваль. Особенно запомнился мне сольный концерт Юрия Медяника и его исполнение “Калины красной” Семенова, которая теперь вошла в мой репертуар. А еще большее впечатление произвёл на меня концерт французского баяниста Эрика Бувеля, блестяще исполнявшего французский мюзетт вместе с пианист пианистом Дюраном. Я был в восторге от этого концерта! Медяник и Бувель после этого фестиваля для меня стали неким эталоном, к которому я стремился.

❓ Охарактеризуй твой баян. Он удовлетворяет всем твоим требованиям? Который по счёту инструмент и собираешься ли ты его менять в будущем? Сегодня индустрия баяна что предлагает и какие возможности это открывает исполнителю?

А.Т. — Сейчас я играю на прекрасном инструменте воронежской фабрики АККО, модель – Super, которому в декабре исполнилось 5 лет. Стараюсь регулярно посещать Воронеж, чтобы поддерживать инструмент в хорошем состоянии и модернизировать некоторые моменты. Мой суперский акко удовлетворяет меня целиком и полностью, т.к. на нем я могу самовыражаться и добиваться желаемого эффекта при исполнении произведений. Он может ответить тончайшим звуком на нюансе пианиссимо, а может звучать мощнейшим сочным фортиссимо благодаря цельным планкам в обеих руках. Обожаю бархатный бас на баянах АККО, больше нигде такого не услышишь. Это уже седьмой по счету инструмент, на котором я играю, и по моему мнению лучший. Собственно по этой причине я сейчас и играю на нем . Менять пока не собираюсь, т.к. это очень качественный инструмент, который идеально подходит для исполнения академической музыки, и с которым мы уже очень хорошо подружились. Мне бы хотелось приобрести еще один инструмент, для исполнения эстрадно-джазовой музыки, так называемого стиля Варьете. В последнее время это направление серьёзно развивается в мировой баянной культуре. На всех серьёзных конкурсах всегда есть как классическая, так и эстрадная категория. Я очень люблю оба направления, поэтому хотелось бы иметь специализированные инструменты для исполнения музыки всех жанров. Главное отличие “варьетешных” инструментов – тембры. Это французский разлив для исполнения мюзетта, колоритный джазовый тембр – двойной фагот и их производные. Современная баянная индустрия предлагает множество самых разных по качеству и возможностям и соответственно по цене баянов и аккордеонов. Лидерами являются итальянские фабрики, расположенные все в городе Кастельфидардо (там находится аж 12 фабрик!), а также российские производители, такие как АККО, Юпитер и Баян-Юпитер.

❓ Сколько времени ты занимаешься? Перед конкурсами это особый режим? Сколько времени необходимо для настройки перед концертом? Есть ли у тебя свои секреты?

А.Т. — Сложно назвать какое-то определённое количество часов, т.к. есть дни, которые я с утра до вечера провожу за инструментом. Это и самостоятельные занятия специальностью, и репетиции ансамбля, оркестра, и различные выступления. Порой все это нагромождается в один день. В то же время есть дни, когда позаниматься не получается вовсе. Поэтому лучше обозначу какие-то главные принципы в своих занятиях. Первым я бы отметил принцип “Не столько важно, сколько заниматься, сколько важно то, как заниматься”. Зачастую для решения сложных задач в произведениях гораздо важнее хорошо продумать пути решения этих задач, чем уделять огромное количество времени на бездумную отработку, которая может в итоге ни к чему и не привести. Второй принцип – регулярность. Даже в самые загруженные дни я стараюсь уделить хоть полчасика занятиям, чтобы ежедневно поддерживать исполнительскую форму. Исключения составляют дни отдыха от инструмента, когда мы с баяном отдыхаем друг от друга. Для меня они тоже очень важны, ибо позволяют уделить время каким-то другим вещам и помогают предотвратить профессиональное выгорание.

Перед конкурсами мой режим меняется, но не сильно. Само собой я занимаюсь больше, так как подготовка к конкурсу требует особенно качественной проработки произведений. В обязательном порядке за пару недель до конкурса включаю в свои занятия ежедневный прогон всей конкурсной программы. Получаются такого рода занятия на выносливость как физическую, так и эмоциональную. Помимо этого выступаю обязательно на концертах-обыгрываниях непосредственно перед отъездом на конкурс. А в остальном стараюсь придерживаться обычного распорядка дня. Конкурс сам по себе итак является большим стрессом. Поэтому на мой взгляд следует сохранять в конкурсный период привычный образ жизни, чтобы не усугублять ситуацию и чувствовать себя комфортно. Перед концертом мне в среднем требуется от 20 до 40 минут предсценической подготовки в зависимости от сложности программы и количества исполняемых произведений. Порой нужно разыгрываться около часа. А иногда хватает и 5-10 минут, чтобы просто немного разогреть аппарат перед выходом на сцену.

Никаких особенных секретов у меня нет. Есть некие ритуалы, которые я стараюсь выполнять перед концертным или конкурсным выступлением. За день а желательно и в день игры повторяю, глядя в нотный текст, произведения в медленном и реальном темпах под ритм метронома. В день выступления мне обязательно нужно хорошо выспаться и плотно покушать. Также хорошенько разогреваю руки комплексом гамм, упражнений и виртуозных пьес, который я собрал для себя за последние годы, и которым стараюсь пользоваться ежедневно. Если выхожу на сцену вечером, то стараюсь всегда, когда есть такая возможность, поспать пару часов днём. В общем для меня главное быть физически отдохнувшим и эмоционально свежим, чтобы на сцене творить музыку в режиме реального времени.

❓Артём! Хочу поздравить тебя с грандиозными достижениями, которых ты добился в минувшем году! Не каждый баянист может выдержать такой марафон. Расскажи, как проходили эти сложные международные состязания? Знаю, что их было четыре – Кубок мира, Трофей мира, Клингенталь, Кастельфидардо! Потрясающе! Какой конкурс был самым сложным? В чем их отличия? Сколько туров? Состав участников меняется? Кто в жюри? Чем отличаются требования? Как надо играть, чтобы победить?

А.Т. — Все эти конкурсы имеют очень весомый статус в мире баяна и аккордеона. Их история насчитывает не одно десятилетие. Трофей мира в этом году проводился в 69-раз, а Кубок мира аж в 72-й раз!

Каждый конкурс такого масштаба сложен по-своему, съезжаются лучшие баянисты со всей планеты. Если уж говорить о самом сложном конкурсе этого года, то я, пожалуй, назову Кубок мира. В первую очередь это связано с тем, что проводился он в китайском городе Шэньчжэнь. А это значит, что мы столкнулись с огромной разницей часовых поясов. Выходить на сцену нужно было в 4 утра по московскому времени! К тому же там совершенно иной климат. Когда выходишь из гостиницы на улицу, создаётся ощущение, что находишься в сауне.

Главное различие между этими четырьмя конкурсами заключается в том, что конкурсы в Кастельфидардо и Клингентале всегда проходят в одних и тех же городах, на одних и тех же площадках, а Кубок мира и Трофей мира каждый раз проводятся в разных странах мира, охватывая помимо Европы все уголки планеты, включая Китай, Канаду, США и даже Новую Зеландию.

Требования у всех четырёх конкурсов в целом похожи. Категория Masters проводится в один тур. Программа длительностью около 20 минут включает в себя обязательно произведение эпохи барокко, кантилену и виртуозную пьесу. Категория Senior Variete (Senior Virtuoso Entertainment) всегда играется в два тура. Программа там свободная, состоящая из эстрадно-джазовых композиций. Хронометраж зависит от конкурса. Один тур может длиться от 7 до 20 минут.

Состав участников меняется, конечно. Каждый год приезжают новые участники из разных стран, готовые побороться за звание победителя. В то же время основной костяк конкурсантов сохраняется из года в год, и очень радостно снова увидеть старых знакомых и пообщаться с ними.

В жюри входят признанные во всем мире мэтры, имена которых вызывают уважение. Жюри каждого конкурса насчитывает несколько десятков человек.

Чтобы победить, играть надо качественно, интересно и эмоционально наполненно. Лишь все три составляющие смогут в результате дать хорошие баллы. А победа зависит от очень многих факторов, ведь музыкальные конкурсы – соревнования очень субъективные.

01.02.2020 г.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх