❓ В каком возрасте Вы увлеклись джазом и почему? Как Вы считаете, каждый ли музыкант может играть джаз, и что нужно делать, чтобы действительно хорошо чувствовать и исполнять такую музыку?
⭐Мне было 16 лет, когда я первый раз столкнулся с джазовой музыкой. Это произошло в Суздале в летней творческой школе «Новые имена» на концерте Даниила Крамера и Алексея Кузнецова, который прошел настолько великолепно, что после концерта я отправился ночью в репетиторий и стал играть «абрукадабру», нечто издалека похожее на джаз, а, может, и вовсе не похожее. Дело тут было вовсе не в музыкальном тексте. Эмоции после концерта переполняли настолько, что не хотелось ничего кроме как пробовать найти отзвуки джаза с концерта. И захватывало дух от того, что так красиво может литься музыка у мастеров. На концерте всё было «близко», не на диске, а воочию. К мастер-классам творческой школы, куратором и вдохновителем баянистов/аккордеонистов в тот год был блестящий Ю.В. Шишкин, я приготовил пьесы Е.Дербенко и В.Черникова. Юрий Васильевич послушал и предложил позаниматься ими с Крамером. Вот здорово! Мастер-класс! Всего 30 минут. Играю и сразу получаю задание в области аккомпанемента, движения, акцентности скрытого двухголосия! Я почувствовал, что не могу исполнять свободно, легко, достичь правильного звучания. Я получил урок, на котором отрабатывался не только эмоциональный ряд, но было и теоретическое обоснование тому, что с первого взгляда неулавливаемо, не распознать. Стало ясно, что «знать» в лёгкой музыке, как часто называют этот жанр, не менее важно, чем в академической. Речь о стилистике, о функциональных вещах, которые имеют самое важное значение. Никакой приблизительности! По наитию таких важных составных игра получается очень слабая. Мне стало понятно, что джаз мне очень интересен, что от этого я получаю большое эстетическое удовольствие, и можно открыть для себя много нового в той сфере, которая совсем была неизвестна. Помню также рассказы Народного артиста России Ю.А.Вострелова о посещении им Клуба Карнеги-холла, где ему и его коллегам удалось послушать Питерсона/Пасса/Фитцджеральд. Самым интересным для меня в его рассказе было то обстоятельство, которое прямо указывало — музыканты перед игрой на сцене вместе не репетировали. Игра трио была спонтанной.
Скажу честно — я не уверен, что каждый может играть джаз. Довольно часто можно увидеть людей, которые аплодируют, помогая музыкантам, в первую долю. Когда я увидел, что так начала делать моя дочь, я сразу постарался объяснить ей что и почему и расставить на свои места.
Как мне думается, первое, не у всех откликается в душе на этот жанр музыки. К ней нужны и ключи в понимании того что надо слушать/что слышать/на какие вещи обращать внимание и особый тип мышления. Второе, джаз это не только логический ряд, но и эмоциональный. Особые эмоции, накал, способ выражения — его характерные признаки.
Третье, чтобы по-настоящему полюбить джаз надо увидеть, что без этой музыки нельзя представить своего существования. А если он вошел в жизнь и без него мир «пуст», то это и есть маркер того, что уже без него не получится.
Четвертое, в джазе столько стилей и имен, что можно потратить целую жизнь и не успеть послушать всего из того, что записано за 20 век.
Чтобы хорошо исполнять джаз должен быть целый сформированный комплекс — с одной стороны любовь к этому, знания, умения, навыки, богатый слушательский опыт, умение писать джазовый материал, брать на себя смелость демонстрировать «свой мир», с другой — надо уметь все это реализовывать в жизни нашего сегодняшнего уклада, капитализме — встречаться с музыкантами, не боясь их, выступать вместе, искать свой звук, манеру, стиль. Это только на словах так просто, попробуй воплоти в жизни!
❓ Большинство исполнителей достаточно «однобоки», то есть каждый выбирает для себя направление музыки, в котором он силён… Но как у вас получается делать так, что абсолютно любая музыка звучит идеально (классика, джаз, варьете, современная музыка? В чём секрет?
⭐Спасибо, вопрос интересный, а заложенные тезисы в нем приятны на слух, даже получаешь удовольствие. Но, раз мы в честном формате вопрос-ответ, а каждый деятель точно знает, где его стороны сильны, где надо бы поработать ещё, скажу, что не так однозначно рад всем своим достижениям, и музыка, звучащая у меня, идеальна. Какие-то вещи хорошо удаются, а какие-то вовсе не получаются как ни старайся. Безусловно, у меня существует интерес ко всем перечисленным жанрам, но отмечу — не в одинаковой степени. Играя на аккордеоне, я отдаю отчёт, что надо бы больше исполнять музыку, написанную для аккордеона. Мне интересно узнавать новое, открывать новые горизонты. Секрет очень прост. Даже очень банален — надо довольно много заниматься, уметь заниматься, надо уметь слушать критику и вслушиваться, изменяться, надо уметь слышать коллег и ценить их достижения. Не вижу, кстати, проблемы в такого рода «однобокости». Для меня любое глубокое погружение заслуживает большого уважения. Мне нравится, когда человек бьёт в одну точку и достигает высокого результата. Поймите меня правильно, я сейчас говорю не о результатах конкурса, того или иного. Речь идёт о мастерстве в самом широком понимании. Для меня путь музыканта, такой путь, где процесс и конечная цель — сама музыка.
❓ Какой самый запоминающийся музыкальный опыт был? Любимый жанр?
⭐Самый запоминающийся опыт… Да если окинуть взором весь мой творческий путь, то взгляд удерживается и на этом, и на том, а ещё — в ожидании того, что предстоит! Моя музыкальная жизнь настолько разнообразна, что некогда «привыкнуть» и заскучать, чтобы на этом фоне царящего спокойствия произошло нечто запоминающееся. Да чего только не было уже — и страшно интересные концерты с жонглером из Франции Жеромом Тома по всей стране, и ансамблевый концерт, который начался без меня, зато вовремя, и выступления с разными симфоническими оркестрами, и абсолютная готовность к концерту при абсолютной ненастроенности, и абсолютная неготовность при большой концентрации, и игра на ощупь, когда все музыканты знают, что надо играть, а ты нет, потому что это — джаз, и ты продираешься сквозь лишь иногда мелькающую тебе стабильностью цифровку. Или бывает, что на съемке в прямом эфире на канале «Культура» ты играешь с ансамблем, но вдруг слышишь музыку впервые, о которой перед программой вовсе не договаривались, а ещё играешь соло на квадрат гармонии, а после звонки и поздравления со словами о том как все хорошо звучит и как же все продумано. Я иногда удивляюсь тому, как эти вещи могут быть совсем не определяющими в конечном итоге. То, что ты переживаешь «внутри» совсем бывает не видно публике.
❓ Какие базовые пьесы Вы считаете наиболее банальными и частыми в исполнении студентами?
⭐Чтобы ответить на этот вопрос надо обладать большой смелостью, даже так — дерзостью — и ощущать себя вправе судить о таких вещах. Не думаю, что я имею право встать и сказать — оперный театр сжечь! (На всякий случай — это цитата).
Манифесты и сильные заявления не мой способ решать вопросы в творчестве. Я ограничусь лишь тем, что скажу свое наблюдение. Мне кажется, что для аккордеонистов нашей страны принципиально быть на высоком исполнительском уровне, который так характерен для русской исполнительской школы, а также исполнять репертуар, который может обеспечить этот уровень. Мы можем на конкурсах/зачётах/экзаменах это довольно ясно наблюдать. Я думаю, что тему «модности» также не избежать в этом вопросе. Сколько раз сам брал то, что слышал у других потому что страшно понравилось! Уверен, что формирование интереса к тому или иному жанру или даже пьесе не связано с навязыванием. В конце концов, у каждого свой музыкальный опыт, свой бэкграунд, свои пристрастия. Пусть каждый решает для себя вопросы нужности, необходимости быть музыкантом, репертуара, карьеры в целом, а также разбирается с тем что делать и на каком этапе. Выезжая на запад сегодня, я все больше вижу разницу в конечной реализации. И это не только особенная манера европейцев исполнять музыку.
Возвращаясь к вопросу замечу, что хорошо бы обратить внимание на музыку, написанную авторитетными композиторами, обязательно сотрудничать с ними. В конечном итоге мы не можем предложить миру иную модель, лучше той, которая позволяет инструменту «становиться». И модель эта — современный автор/современный исполнитель. Я уверен, что инструмент так живёт. Мы сейчас не будем касаться вопросов переложений — это тема сложная. Особенно учитывая большой интерес публики сегодня именно к этой части репертуара. Ведь, например, великий романтический композитор у публики вне «подозрения», он уже заведомо любим и ему можно «доверять», насладившись предложенной трактовкой. Но мы должны отдавать отчёт в том, что все же это сочинение для другого инструмента (а там сразу вопросы акустики, особенностей конструкции, звучания, штрихов, педали и т.д.)
Потому, рассуждения о банальности репертуара и частоте его исполнения — вещи для меня почти невозможные. Пусть каждый пройдет свой собственный путь. Quot homines, tot sententiae.
❓ Здравствуйте! Ваши аранжировки будут издаваться?
⭐Добрый день! Да, я тоже очень хочу издать свои аранжировки, тем более, что может получиться целый сборник. Мало того, на него уже сейчас есть спрос. Я планирую готовить этот сборник сразу после того, как издам Хрестоматию дуэтов для аккордеонов. Надеюсь — в самом ближайшем времени.
❓ Какие дальнейшие планы в творчестве?
⭐Вот этот вопрос самый сложный и интересный. Мне всегда было любопытно взглянуть на свою жизнь, использовав машину времени, и зайти со стороны будущего! Конечно Вы правы в том, что это планы, только идеи, которые могут остаться невоплощенными. И они известны лишь тому, кто их рождает в своем воображении. Как я уже выше писал, моя жизнь очень многоплановая — деятельность простирается от исполнения, сочинения музыки до преподавания, от написания переложений, издания сборников до работы в жюри, участия на конференциях. Я понимаю, что время сегодня центрирует в одной музыкальной фигуре несколько «личностей» : надо и это делать, и это уметь, и это из виду не терять. Поэтому, конечно, я бы хотел верить в то, что мои творческие планы во-первых, близки к жизни и реализации, во-вторых, вызывают интерес у публики, людей, что рядом, и вдохновляют их, в-третьих, что я сумею сконцентрироваться, удержаться, противостоять коллизиям жизни, и план, что в голове, удержу, доведу до воплощения. Пусть и постепенно. Это и новые записи, и новые сочинения, и разучивание со студентами интересных сочинений, это и их победы, это и работа в жюри с великими музыкантами, концерты в хороших залах, где с удовольствием слушают то, что ты можешь исполнить возможно единожды, но настолько искренне и качественно, насколько возможно, и, конечно, несмотря ни на что продолжать идти по выбранному пути.
Спасибо всем за внимание. С праздниками и удачи всем!